Культура

Исторически сложилось, что развитие художественных ремесел и промыслов, народных форм декоративно-прикладного, хореографического искусства в Дахадаевском районе издавна расположенных здесь селах всегда имело общедагестанское значение. В разное время изучением произведений мастеров и центров народного искусства и художественных ремесел, истории культуры сел Дахадаевского района занимались ученые Н.Б. Бакланов, А.С. Башкиров, Е.М. Шиллинг, А.Р. Шихсаидов, П.М. Дебиров, Э.В. Кильчевская, Э.Г. Аствацатурян, Д.А. Чирков, М.М. Маммаев, А.А. Иванов, О.И. Брюзгина, А.Дж. Магомедов, Х.А. Юсупов, Г.А. Абдурахманов и многие другие. Об искусстве Кубачи собрали интересный материал народные мастера, художники Р.А. Алиханов, А.Г. Гусейнов. Г.Б. Изабакаров. О хореографической культуре жителей района писала искусствовед А.М. Умаханова. Мы в том или ином контексте использовали наблюдения и материалы этих авторов.

По материалам, выявленным на территории Дахадаевского района (села Кала-Корейш, Кубачи, Амузги, Шири, Ашты, Ицари и др.), еще в эпоху Средневековья (XII—XV вв.) здесь получили развитие такие виды декоративно-прикладного искусства, как резьба по штуку (михраб калакорейшской мечети), камню (надмогильные памятники Кала-Корейша, Кубачи, Ашты, кубачинские рельефы, вставки-украшения стен общественных зданий и др.), по дереву (двери калакорейшской мечети, минбар Кубачинского медресе, столбы ширинской мечети), художественное литье (кубачинские бронзовые котлы), культовая и оборонительная архитектура (калакорейшская мечеть, ицаринская башня), эпиграфическое искусство, каллиграфия и др. Самобытностью выделялись женские промыслы Сирхинской зоны района, интенсивное развитие которых приходится на XVI в. Эти традиции можно сравнивать с уровнем художественной металлообработки, резьбы по камню этой зоны.

Территория Дахадаевского района как в прошлом, так и сегодня славится прежде всего тем, что здесь расположено всемирно известное с. Кубачи. Это село — уникальное явление истории и культуры Дагестана, России. Этот центр народного ремесла под названием Зирихгеран был известен еще полторы тысячи лет назад. Село всегда выделялось разнообразными народными ремеслами и промыслами, исторической непрерывностью их бытования, удивительной приспосабливаемостью мастеров Кубачи к меняющимся условиям, которые осваивали нужные в каждый исторический период изделия — это оружие, бытовая посуда, украшения для костюма и др. В прошлом кубачинцы изготавливали сложные защитные доспехи (кольчуги и др.), кинжалы, сабли, бронзовые литые котлы, светильники (чирагъи), бытовую посуду из меди, латуни. Позже они переключились на изготовление и украшение пистолетов, ружей, шашек, различных украшений женского и мужского костюмов, серебряной посуды. Сегодня они активно работают и как прекрасные мастера по золоту и драгоценным камням. Женщины-кубачинки, в свою очередь, тоже были заняты работой: пряли шерсть, ткали сукна, вязали теплые носки, вышивали золотой и шелковой нитью. А сегодня они работают и как ювелиры. Самобытны кубачинские традиции семейного трудового и эстетического обучения и воспитания.

Многие виды ремесел Дахадаевского района XIX—начала XX века стали явлением не только дагестанского (изготовление изделий с резьбой по камню в селах Кубачи, Бакни, Сутбук, Уркарах, Урари; конского убора, украшений мужского и женского костюмов), но и кавказского масштаба (изготовление домотканого шерстяного сукна и ее покраска в селах Кубачи, Сутбуке, Урпаки, Урари, КIища и др.; оружейное дело — изготовление холодного и огнестрельного оружия, ножей в селах Кубачи, Амузги, Харбук; гончарное дело — с. Сулевкент). Ряд художественных ремесел и промыслов приобрел и российское значение (среди них ювелирное, антикварное промыслы кубачинцев и др.).

На территории района в то время получили развитие также кузнечные промыслы кубачинцев, харбукцев, амузгинцев; медночеканные, меднолитейные промыслы в с. Кубачи; ремесла по обработке рога, которые со временем обрели общедагестанское, северокавказское значение. В отдельных селах, вошедших в нынешний Дахадаевский район, ткали хлопчатобумажные ткани (пача), полосатые ковры-паласы (Кища, Харбук и др.), работали мастера по изготовлению музыкальных инструментов — чунгуров (с. Кища). Из соседнего Кайтага привозили деревянные изделия, уголь для мастеров по обработке металла. Почти каждое село было известно теми или иными ремесленными промыслами.

В развитии ремесел в районе важную роль сыграла относительная доступность для жителей торговых путей, проходящих через Дербент. В Грузию и в известный азербайджанский город Нуху мастера добирались по дорогам, пролегающим по землям современных Акушинского и Кулинского районов. На территории нынешнего Дахадаевского района были и села, где ремесленные традиции были слабо развиты или вовсе не развиты. Поэтому у жителей этих сел существовал большой спрос на изделия соседних мастеров. Имело значение и то, что жители с. Шири в конце XIX века специализировались на торговых операциях и поставках товаров из горных районов Дагестана (шерсть, лом меди и др.), российских городов (парча, канитель, дорогие платки московских фабрик, шелковые хлопчатобумажные ткани). Отсюда и кубачинское название российской парчи шан калхана (ширинская парча).

В конце XIX века кубачинских ювелиров можно было встретить во многих городах Кавказа, областных центрах России. Яркие декоративные техники насечки, гравировки и филиграни стали их визитной карточкой. Интересно, что кубачинские мастера активно перенимали художественные традиции и у других народов. Так, они виртуозно освоили традиции филигранного искусства армян, азербайджанцев, по-своему переработав их, а также приемы штампования узоров, ажурной резьбы по слоновой кости, характерные для русских мастеров.

Особо прославился Дахадаевский район в советское время. В Кубачи в 1924 году была организована художественная артель «Саниаткар». Однако слава к кубачинским ювелирам пришла позже, когда артель была преобразована в Кубачинский художественный комбинат, который сегодня носит имя народного художника РСФСР Расула Алиханова (1922-2000).

В советское время положение в области ювелирного дела сильно изменилось. Кубачинские мастера уже не могли ездить за границу, им запрещалось изготовление на дому изделий из драгоценных металлов, уменьшился спрос на художественно украшенные кинжалы, женские украшения из серебра и золота. Ювелирное дело тогда развивалось в основном на государственных предприятиях (артели, комбинаты, фабрики, художественный фонд Минкультуры РСФСР). В то время произошла и переориентация кубачинского ювелирного промысла с Кавказского региона на общесоветское пространство, т. е. кубачинские изделия уже стали продавать в столичных магазинах. Отдельная партия украшенных портсигаров даже была отправлена за границу для изучения спроса.

Причинами упадка ювелирного дела с. Кубачи стали централизованность производства и торговли изделиями ювелирных артелей и фабрик, что вынуждало мастеров переходить на новые виды изделий. Вместо оружия и традиционных женских украшений кубачинские ювелиры стали изготавливать серебряные значки, зажигалки, портсигары, трубки, серебряную посуду, несложные женские украшения. Многие ювелиры выучили своих детей новым специальностям учителей, врачей, стоматологов.

В советский период истории немало изменилось и в стиле ювелирного искусства кубачинцев: сократился спрос на трудоемкие и дорогостоящие ювелирные изделия; под влиянием города ускорился процесс вытеснения традиционной одежды и заодно и народных украшений; на дому многие перестали заниматься ювелирным делом; государство монополизировало право на творчество в области обработки драгоценных металлов. Заниматься изготовлением изделий из серебра можно было только в артелях, на госпредприятиях. В торговле нельзя было купить серебро, другие материалы. Все было централизовано. За занятия в домашних условиях ювелирным делом человеку грозила статья Уголовного кодекса. Поэтому стали обычными имитации изделий под традиционные формы с помощью грубого литья, замены серебра на сплавы из цветных металлов (мельхиор, нейзильбер, медь), вместо природных самоцветов ставили стекла или пластмассу. Все меньше оставалось мастеров, которые могли работать в технике филиграни, эмали, насечки, сложной монтировки. Упало исполнительское мастерство. В семьях боялись учить детей «ювелирке».

Позже, в 1970—1980-е годы, на Кубачинском художественном комбинате началось возрождение отдельных приемов ювелирного дела. При изготовлении изделий начинают применяться почти забытые в промыслах «глубокая» гравировка, филигрань, эмаль. На прилавках появляются сложные изделия, винные сервизы. Ведущие мастера Кубачинского комбината Гаджи Кишов, Расул Алиханов, Гаджибахмуд Магомедов, Абдурахманов Абдулла (работал в это время начальником отдела художественных промыслов Министерства, местной промышленности республики), Умаратта Кишев, Гасангусейн Чабкаев, многие другие мастера своим мастерством и участием на международных и всесоюзных выставках прославили Дагестан. Среди группы мастеров Дагестана, удостоенных в 1971 году Госпремии РСФСР им. И.Е. Репина, были кубачинцы Гаджи Кишев, Расул Алиханов, Гаджибахмуд Магомедов, Абдулла Абдурахманов, Гасангусейн Чабкаев.

Известность в республике в это время получили изделия и других предприятий народных промыслов Дахадаевского района — Кищинской ковровой фабрики, Харбукского комбината. В тот период, числясь рабочими комбинатов бытового обслуживания, продолжали работать отдельные кубачинские медники и литейщики, мастера-гончары Сулевкента (после нескольких переселений жители этого села основали новое село в Хасавюртовском районе). А вот прядение шерсти, изготовление сукна, хлопчатобумажных тканей, железных замков в селах района прекратилось еще в 1950-е годы.

Значительно изменилась ситуация в промыслах района после перехода страны на рыночные отношения в конце XX века. Произошла демонополизация сферы обработки драгоценных металлов и камней, т.е. мастерам было разрешено свободно работать «с серебром и золотом». Бурно возрождаются индивидуальные промыслы ювелиров. Широко распространилось искусство гравировки, черни, эмали, филиграни, других приемов отделки традиционного холодного оружия (шашки, сабли, кинжалы). Наряду с серебром ювелиры активно используют золото, драгоценные камни. Появились новые технологии плетения цепочек, широкое развитие получило изготовление украшений из золота. Здесь стало заметно влияние ювелирного дела России, Европы, Востока. Новые изделия уже характеризуются приверженностью к стилям профессионального искусства, мировых школ.

Необходимо также отметить, что первым шагом в деле развития индивидуальных форм художественных ремесел, особенно в сфере ювелирного искусства, стал Закон об индивидуальной трудовой деятельности, принятый Верховным Советом СССР еще в 1986 году. Он серьезно изменил атмосферу в центрах народных ремесел района. По сравнению с «Положением о кустарно-ремесленных промыслах граждан», принятым Правительством СССР в 1976 году. Закон существенно улучшил возможности для работы народных мастеров, в том числе кубачинцев-ювелиров. Частные промыслы в новом законе стали рассматриваться как важное условие развития общества. В нем особо была выделена сфера, народных художественных промыслов, мастера которых получили ряд льгот. В апреле 1998 году вступил в силу Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который разрешил добычу и реализацию этих материалов и в частной сфере.

Важное значение для развития ювелирного искусства и частного предпринимательства в районе имело и создание Прикаспийской государственной инспекции пробирного надзора в г.Махачкале. Работа инспекции облегчила работу ювелиров, приблизив пробирные услуги к месту наиболее широкого развития ювелирных промыслов. Сотни мастеров, частных малых предприятий, объединений, работающих в области ювелирного дела, получили возможность опробовать и клеймить свои изделия, не выезжая из республики. Если в 1992 году в инспекции было зарегистрировано I всего одно малое предприятие, то в следующем году здесь получили регистрационное удостоверение 10 таких предприятий и первые 11 самостоятельно работающих мастеров. В 2005 году в инспекции состояло на таком учете уже 30 юридических лиц и 308 предпринимателей-ювелиров. Среди них много кубачинцев, есть и другие выходцы из Дахадаевского района. Можно уверенно говорить о том, что традиционное ювелирное искусство Кубачи, Дагестана в целом стало теперь широко известным явлением не только в Кавказском регионе, но и в России. Ювелирное дело — одна из важных отраслей экономики и культуры республики, где динамику определяют не крупные государственные кредиты, а инициатива и усилия десятков тысяч индивидуально и родственными (семейными) группами работающих мастеров, закончивших «университеты традиционного семейного художественного и мастерового образования».

Ювелирные промыслы и ремесла современного Дагестана превратились в уникальную область российской художественной культуры. Об этом свидетельствуют прилавки разветвленной сети ювелирных магазинов России, где представлены коллекционное и подарочное оружие, женские украшения из золота и серебра, различные сувениры. Богат и набор декоративных техник (традиционная чернь, гравировка, эмаль, вставки дорогих самоцветов, гравировка по золоту, точное литье и др.), используемых дагестанскими мастерами.

Немало жителей сел Дахадаевского района сегодня работают также высококлассными строителями, каменщиками, плотниками, кровельщиками, мастерами по изготовлению ворот, печей из металла и др. Бригады дахадаевцев можно встретить и на многих стройплощадках городов республики, России. Таким образом, Дахадаевский район сегодня стал не только сельскохозяйственным, но и одним из известных мастеровых центров Дагестана и России.